Актуальность тренинговой работы в профессиональной психологической подготовке курсантов и слушателей учебных заведений МВД

Сотрудник не только должен быть правым, ему надо добиваться понимания людьми справедливости и гуманности его требований, повышения престижа норм права и собственной деятельности. Невозможно эффективно решать оперативно-служебные задачи, ограничиваясь только правовой стороной, как нельзя сознание, мысли, чувства, поступки людей разделить между разными ведомствами. Поэтому игнорирование психологического аспекта деятельности полицейского, либо его некомпетентный учет снижают эффективность действий сотрудника.

Работа полицейского резко отличается от деятельности специалистов других профессий, где также имеют место межличностное общение. Прежде всего, это вынужденное общение с новыми и особыми людьми, с гражданами, дела и действия которых не вызывают сочувствия и симпатии. Более того, с самого начала они могут вызывать негативные реакции на особенности их личностных структур. Каждый сотрудник знает, что он должен уметь взаимодействовать с любым человеком вне зависимости от своего расположения к нему, что от грамотности общения и реализации индивидуального подхода может зависеть эффективность всей работы в целом.

С другой стороны, неправомерные опасения граждан относительно активных действий сотрудников заставляют человека с самого начала общения построить ряд психологических защит, барьеров, которые препятствуют и общению и установлению взаимоприемлемых отношений.

Свой вклад в психологическое просвещение сотрудников вносят преподаватели психологии учебных заведений МВД. В частности, в программы специального первоначального обучения стажёров включена дисциплина «Профессионально-психологическая подготовка», важнейшей целью которой является овладение психологией общения. Именно овладение, а не изучение, так как знать и уметь – это две не слишком близкие вещи.
Как обучить сотрудника навыкам общения учитывая профессиональную специфику обучающихся?

Обратимся к опыту организации обучения в Учебном Центре МВД Республики Беларусь, который начинает свою историю с 1947 года.

В соответствии с современными требованиями руководство и преподавательский состав Учебного Центра стараются отойти от стереотипов при проведении учебных занятий. Для активизации учебного процесса объяснительное обучение постепенно заменяется проведением занятий в виде «круглых столов», ролевых, деловых и ситуационных игр, практических занятий, оперативно-тактических учений с непременным участием практических работников органов внутренних дел. Внедряются инновационные технологии, активизирующие творческий потенциал курсантов и слушателей. До 70 % учебных занятий – отработка практических навыков. Большинство учебных занятий проходят с игровыми элементами, где курсанты попеременно пребывают в роли отдельных должностных лиц, на конкретных примерах из практики отрабатывают навыки охраны общественного порядка.

Такой подход предусматривает оценку действий в ситуациях, включающих имитацию внешних признаков правонарушения, и требует конкретных действий по анализу и оценке обстановки, принятию и реализации решения, оформлению процессуальных и иных служебных документов, а также умений и навыков применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия. Используется тир с элементами психофизиологического воздействия. Особое внимание при решении вводных задач обращается на вежливое и тактичное обращение с гражданами.

В Учебном центре активно используется психологическое сопровождение учебного и воспитательного процесса – осуществляются психодиагностика и коррекция психических состояний, активизация внимания, памяти, мышления, индивидуальное консультирование, приобретение навыков налаживания межличностных контактов и бесконфликтного взаимодействия, другие направления психологической работы.

Таким образом, учебный процесс белорусских милиционеров идёт по пути активизации обучения.

В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. Этот процесс может быть пассивным, активным и интерактивным.
методы обучения - пассивный, активный, интерактивный
Интерактивный метод — это взаимодействие, использование режима беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место педагога в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия.

Интерактивный метод основан на интенсивном вовлечении глубинного группового социально-психологического потенциала, что обусловлено двумя характеристиками метода: активностью и обучением в группе.

Во-первых, зависимость эффективности процесса усвоения знаний от собственной интеллектуальной активности – одна из закономерностей процесса обучения. Исследования подтверждают её следующим образом – в памяти человека запечатляется до 10% того, что он слышит, до 50% того, что он видит, и до 90% того, что он делает.

Во-вторых, это обучение, основанное на явлениях групповой динамики, межличностных отношений и межличностной ситуации.

Итак, в целом, методы активного социально-психологического обучения – это методы обучения, направленные, в первую очередь, на развитие умения мыслить, культуры мыслительной, творческой деятельности, и опирающиеся на социально-психологические закономерности жизни малой группы.

Наиболее адекватной реализацией такого рода обучения в практике является групповой психологический тренинг, представляющий собой совокупность активных и интерактивных методов практической психологии.
Один из ведущих специалистов по тренингам в России Ю. Н. Емельянов отмечает: «термин «тренинг» в структуре психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением».
Соотношение понятий психологический тренинг, психокоррекция, обучение, психотерапия
Наиболее адекватной парадигмой тренинга для проведения групповой работы со слушателями и курсантами учебных заведений МВД РК может быть тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие умений и навыков, в отличие от тренинга дрессуры и тренинга как метода создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
цели психологической работы в тренинге
Действенным инструментом, который можно эффективно использовать применительно к задачам профессионально-психологической подготовки стажёров является нейролингвистическое программирование.
Под нейролингвистическим программированием его авторы – Р. Бэндлер и Д. Гриндер – понимают процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуникации путем выделения структуры процесса. НЛП является синтезом успешных стратегий обучения и использует методы, применяемые лучшими психотерапевтами всех направлений.

Групповая работа в НЛП чаще всего используется для обучения эффективной коммуникации. Сотрудник, владеющий методами НЛП, оказывается обладателем широкого диапазона стратегий поведения, позволяющих ему проявить максимальную гибкость в процессах коммуникации с людьми.

Вследствие четкости предлагаемых рекомендаций, их поразительной эффективности, сочетающейся с минимальными временными затратами, методы нейролингвистического программирования могут быть использованы практически в любой психотехнологии.

Но при этом важно, что «очистка» и обострение собственных сенсорных каналов специалистом-психологом, работающим в области НЛП, является важнейшим условием адекватного понимания невербальных ответов на его вопросы со стороны клиентов. На том же условии основывается возможность эффективного использования методов НЛП во всех других сферах человеческой жизнедеятельности.

Приемы транзакционного анализа, применяемые в процессе тренинговой работы, помогают сотрудникам ярче осознать неконструктивные способы профессионального общения. Осознание своих различных эго-состояний, способность «открыть дорогу» и Ребенку, и Взрослому, как во внутреннем диалоге, так и во внешних коммуникациях, используемый в тренинге анализ конкретных ситуаций профессионального взаимодействия на основе проявлений эго-состояний Родителя, Взрослого, Ребенка, расширяют сферу самосознания и в конечном итоге оптимизируют процесс профессионального и личностного общения.

Чрезвычайно эффективным в практической психологической работе является сочетание элементов транзакционного анализа с гештальт-упражнениями.

Так называемая стадия переоценки в динамике развития тренинговой группы сопровождается увеличением использования не только когнитивных, но и аффективных и оценочных процессов изменения. У участников появляется тенденция к осмыслению влияния собственного нежелательного поведения на непосредственное социальное окружение и к переоценке собственной личности. На этой стадии в процессе выполнения различных психологических техник, деловых игр, анализа и проигрывания реальных жизненных ситуаций участник группы все более ощущает собственную независимость и способность изменить свою жизнь в чем-то важном, принципиальном. Выбор и принятие решения действовать – основной результат этой стадии.
На этом этапе в группе активно используются техники гештальттерапии и психодрамы, а также телесной терапии и нейролингвистического программирования. Закономерным на стадии переоценки является обучение способам решения личных и профессиональных проблем и изменения отношений к событиям и людям.

Специфика работы ведущего тренинговых групп такова, что предложить конкретную пошаговую программу тренинговой работы с группой слушателей затруднительно. Можно лишь определить направление в котором будет двигаться группа.

Наиболее эффективным решением проблемы внедрения работы психологических тренинговых групп в практику обучения, являются различные тренинговые программы методом «погружения», когда группа обучающихся на короткий период (от нескольких дней, до 3-х недель) полностью функционирует в искусственно созданной обучающей среде, усваивая необходимые навыки. Но для реализации таких программ необходимо, как минимум, наличие квалифицированной слаженной команды и помещение для занятий.

Вместе с тем, возможны и другие варианты организации групповой психологической тренинговой работы: это серия тренингов по 2 часа в послеобеденное время. В общепринятой практике минимальным объёмом занятий является 18 академических часов.
Основные тренинговые методы
Итак, мы может представить себе, что групповая тренинговая работа имеет значительный потенциал для организации эффективного обучения слушателей первоначальной подготовки. Успешный опыт такой работы имеется и актуальной задачей является его осмысление и системное внедрение его в практику подготовки сотрудников органов внутренних дел Республики Казахстан.

Список использованных источников

  1. Быков А.В. Методы активного социально-психологического обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — М: Изд-во «Ось-89», 2005. – 256 с.
  3. Методы и техники практической психологии / М. Е. Валиуллина, И. М. Городецкая, М. Ж. Гусманов и др. Под общей ред. Л. М. Попова и С. В. Петрушина. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.
  4. Емельянов Ю. Н. Активные групповые методы социально психологической подготовки специалистов // Вопросы психологии, — 1985. — №6. — с.88
  5. Учебный центр МВД Республики Беларусь 2008 г. — http://uc-mvd.mia.by/

Автор статьи: Агапов Дмитрий Сергеевич

Статья опубликована:

  • в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции «Интегративный подход в теории и практике социальной работы» Омского государственного университета им.Ф.М.Достоевского, 2010 г.
  • в сборнике материалов учебно-методических сборов профессорско-преподавательского состава учебных заведений МВД «Пути повышения качества профессиональной подготовки слушателей и курсантов учебных заведений МВД РК» в юридическом институте г.Караганды, 2010 г.
  • в сборнике материалов методических сборов профессорско-преподавательского состава учебных заведений МВД РК по теме: «Совершенствование психолого-педагогической подготовки слушателей и курсантов учебных заведений МВД», 2008 г.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *