Зависимое поведение или как быть свободным

Суть зависимого поведения – это невозможность свободного выбора способов решения задач, которые возникают в жизненных ситуациях. Задолго до начала употребления наркотических веществ, складываются личностные качества зависимого человека и его межличностные отношения, которые и являются условиями, при которых возможно появление зависимости от наркотиков. Универсальный принцип: легче предупредить, чем лечить, — актуален и для зависимостей. Вопрос в том, что реально можно сделать, чтобы твой локомотив не остановился навсегда на станции «Зависимость»?

Свобода

Почему человек становится зависимым? Потому что не знает или не может использовать альтернативные способы поведения. Нет свободы выбора. Для удовлетворения своих психологических потребностей им используется очень ограниченное поведение.

Зависимое (аддиктивное) поведение – это один из типов отклоняющегося поведения с формированием стремления к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния посредством приёма некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определённых видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Ц.П.Короленко, Т.А.Донских).

Уход от реальности при зависимом поведении совершается, когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми сторонами действительности происходи фиксация в каком-либо одном направлении и игнорируются все остальные. Существует четыре вида «бегства» от реальности: «бегство в тело», «бегство в работу», «бегство в контакты или одиночество» и «бегство в фантазии».

Конечный результат зависимости – изменение ценностно-смысловой структуры личности, то, что определяет, ради чего человек что-либо делает. Личность деградирует, а критичность к своему заболеванию утрачивается. Поэтому важно изначально поставить «свой паровоз на правильные рельсы».

Развилка дорог

Сформировавшаяся в процессе наркотизации система психологических защит, которую строит наркоман, стараясь сохранить представления о мире и самом себе, искажает объективную информацию о наркотиках, при этом критичность больных наркоманией к своему заболеванию резко снижается при обострении патологического влечения к психоактивному веществу. В результате действия психологических защит формируются так называемые “мифы” наркоманов, довольно устойчивые к исчезновению. Этот же механизм действует и по отношению к другим формам зависимостей. Попробуйте, например, алкоголика убедить, что он не может пить, а водка губит его здоровье.
Опьяняющее вещество отражает проекцию психологического ожидания, актуальных потребностей и мотивов на психофизиологический фон опьянения, создавая внутреннюю картину, которую человек приписывает действию вещества, что делает его психологически привлекательным.

Предположения и ожидания играют решающую роль в создании ощущаемых эффектов алкоголя.
В одном исследовании участникам было сказано «оставаться трезвыми» во время пития. Исследование показало способность «протрезветь» для расторможенного поведения и громких разговоров. Это открытие подтвердило общее мнение о том, что рассудительность возвращается, если возникает необходимость («Вдруг хмель как рукой сняло!»).
В другом исследовании все участники получили алкоголь, но им сказали, что одни получили много, а другие мало. Поведение двух групп во многом отличалось. Как показали измерения, различие было наибольшим в веселье, чувстве опьянения и вообще «пьяном поведении».

Обратите внимание на картинку с иллюзией мерцания. Если внимательно и не мигая всматриваться в неё, то картинка «заиграет». Но! Объективно это двумерное, плоское изображение. Динамику, движение в неё привносит наше сознание. То есть реальная картинка и её отражение в нашем сознании существенно отличаются. Так и эффект от сигареты, алкоголя, наркотиков. Что-то действительно изменяется в состоянии человека под воздействием психоактивных веществ, а что-то основано исключительно на самовнушении.

Иллюзия мерцанияСтолетиями люди учили друг друга тому, что делает алкоголь — например, что он освобождает торможения, улучшает настроение и ослабляет беспокойство. Тем не менее, единственный эффект, убедительно продемонстрированный исследованиями — это ухудшение навыков работы и производительности труда.
В ходе социализации люди узнают о пьянстве, то, что общество «знает» о пьянстве, и, принимая эти знания и, действуя в соответствии с ними, являются живыми подтверждениями общественных стереотипов.

Снятие торможения алкоголем — это наиболее известный аспект его действия в западной культуре. Это очень старое явление. Эффект его значительно сильнее в Северной Европе, чем в Южной. Тем не менее, различие только в степени проявления. При этом в некоторых иных обществах этот эффект алкоголя совершенно отсутствует.

Антропологические исследования потребления алкоголя совпадают с данными исследований эффектов иных психоактивных веществ в группах людей, не обученных считать эти вещества психоактивными веществами. Эти группы людей посчитали действие опиатов, растворителей и большинства других психоактивных веществ неприятным и не восприняли самопроизвольно их воздействие как «кайф». Без социального внушения и особых ожиданий большинство людей просто считает их действие неприятным.

Внушаемые люди используют психоактивные вещества как ритуал, чтобы получить субъективные переживания, подобные получаемым с помощью искусства или религии. Психоактивные вещества вызывают чувство, что ты не такой, как обычно. Принимающий наркотики концентрируется на своем внутреннем состоянии, вызывает обширные ассоциации и истолковывает свои чувства весьма свободно. Метафоры — это отличительная черта таких переживаний. Утверждают, что метафоры вызывают субъективное чувство удовлетворения, то есть приятные чувства отсутствуют, пока состояние не обозначено очаровывающими метафорами. Привлекательные повествования действуют как приказы, обучающие новичка истолкованию физиологических эффектов наркотика.

Психоделические» эффекты, очевидно, чаще всего встречаются среди интеллектуалов, которые не употребляют наркотики ежедневно. Такие ощущения относятся к миру искусства, религии и парапсихологии, но не к миру фармакологии.

Поэтому «кайф» — это не фармакологический эффект определенных химических веществ, а социально внушенное истолкование фармакологического эффекта.

Основная проблема работы с зависимостью – непонимание человеком того, что он зависим. Работая с зависимым человеком, обязательно работают и с его близким окружением, так как они находятся в созависимых отношениях. Но немногие психологи работаю с зависимостями.

В психологических консультациях я  использую такой метод как психотерапия осознаванием. Я так пониманию конечную цель консультирования. Хорошо осознанный человек целостный, единый с миром, действует адекватно происходящему вокруг. У него отсутствуют внутренние препятствия для его активности. Он способен выражать себя и реализовывать смысл своей жизни. На возникающие ситуации он реагирует адекватно, они не «цепляют» его, вызывая чрезмерные негативные чувства, эмоции.

Если же человек «зациклен» на каких-то ситуациях, например, всегда очень болезненно реагирует на критику, или постоянно ждёт возможного предательства, или очень ревнует своего партнёра – за этими неадекватными, проблемными явлениями есть какие-то внутренние причины.

Человек проецирует свои личностные качества на других. Но в отражении себя не узнаёт.

Представьте человека, которого вы знаете как конфликтного, не умеющего ладить с окружающими. Со стороны легко понять, что он сам чаще всего провоцирует эти конфликты. Если же спросить человека – конфликтный он человек или нет, то что он ответит? Конечно, нет. Для себя он всегда прав и воспринимает себя как борца за справедливость. Подавленные им личностные качества проецируются на окружающих. Если у человека в душе конфликт, то как в тысяче зеркал он видит отражение себя, но не признаёт, что это он. Как сделать так, чтобы люди вокруг перестали придираться к тебе, дёргать тебя, ругаться и т.д.? Решить свои внутриличностные конфликты.

Если бы мы не смотрелись в зеркало, то откуда мы узнаем, как выглядим физически со стороны? Точно так же в психологическом плане. Никто не может узнать, что он за человек, без обратной связи от других людей. Личность – это социальное явление. И для решения своих внутриличностных проблем нужно всего лишь посмотреть в «зеркало». Наиболее незамутнённым и неискажающим зеркалом является профессиональный психолог. Психолог не должен давать советов, которые искажают отражение человека. Психолог помогает осознать, увидеть клиенту самостоятельно «корни» проблемы и как её решить.

Проблемы в отношениях между людьми – основа практически всех запросов клиентов. И, как правило, начиная осознавать «корни» проблем отношений клиент выходит на себя, как источник проблемы.

Метафора проблемы: если кустарник срезать, то на следующий год он пустит побеги вновь. Если накрыть его камнем, он прорастёт сбоку. Так что уход от реальности с помощью психоактивных веществ не решает проблемы — побеги проблемы обязательно появятся. Чтобы избавиться от проблемного кустарника нужно выкопать его с корнями. В чём и состоит цель психологического консультирования.

Что делать сейчас? Если есть проблемы или пустота в жизни, сложно с целями или их достижением – то могут помочь профессиональные психологи.

Куда обращаться? Кабинеты консультаций в учебный учреждениях, частные психологи, психологические тренинговые группы, бесплатные консультации на интернет-форумах где консультируют профессиональные психологи.

Но если надеяться только на психологов – это тоже зависимость. Есть примеры того как люди ходят на тренинги не для того, чтобы что-то изменить в своей жизни, а для того, чтобы получить сильные эмоции. Они часто говорят: «Я с нетерпением ждал тренинга… очень соскучился по группе… хочется чего-то радостного». Поэтому задача профессионального психолога – чтобы клиент в итоге психологической работы больше не нуждался в помощи психолога, а мог самостоятельно разрешать возникающие жизненные задачи, был гибким в поиске решений.

Итак, развивайся или деградируй. Чем меньше изменяется, обновляется человек, тем более закостенелой, жёсткой, неподвижной становится его личность. В конце концов, смерть – это полная остановка всех процессов развития и обновления.

Что может помочь в развитии? Это освоение знаний (того, что можешь применить на практике, а не просто информации), саморазвитие своей личности и рефлексия (отражение, взгляд на себя со стороны), в которой очень помогает ведение личного дневника.

В 1994 году Конгресс США принял Акт, который был назван «School-to-Work» (Школа – Работе). В соответствии с этим документом главным национальным богатством страны провозглашается не сырье, а высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. То есть Вы!


[audio1]

Закладка Постоянная ссылка.

3 комментария

  1. Восемь лет прошло как я бросил пить, не просто пить, а злоупотреблять алкоголем. Теперь вспоминаю, что жить было проще. Была одна проблема -найти и выпить. Остальное было второстепенным, не значительным и не обязательным.
    Теперь все ровно наоборот. Много дел, много проблем и все они важные и обязательные. И слава Богу, что эти проблемы в итоге решаемы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *