Как найти интересы в жизни и победить скуку?

Остается только играть в жизнь и надеяться, что когда-нибудь я пойму правила.
Декстер Морган (сериал «Dexter»)

Интерес — одна из базовых эмоций человека. Благодаря ему наша жизнь приобретает осмысленность. А что же делать, если ничего не интересно или то что интересно — недоступно? Об какой кремень бить огнивом, чтобы высечь искру, из которой разгорится пламя интереса?

Из расспросов окружающих меня людей и наблюдений в психотерапевтической практике я сделал вывод, что существует достаточно конкретная деятельность, которая вызывает у человек живой интерес. И именно эта деятельность в итоге приводит к удовлетворению и радости.

Пример взрослого: интеллектуальное наслаждение.

Например, мой товарищ-медик любит решать логические задачи. Знаете, такие, что А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало, всё плохо, все куда-то делись и, мол, что делать-то? Так вот он может хоть день ходить и решать такую задачу и найдя наконец-то решение получает подлинное удовлетворение и радость. Для него схожей деятельностью является игра в шахматы — очень любит решать такие вот комбинаторные задачи.

…поможет один из «золотых вопросов» консультирования: «Какая игра была у тебя самой любимой в детстве?»

Если вам не понятно, а что же вам интересно, то поможет один из «золотых вопросов» консультирования: «Какая игра была у тебя самой любимой в детстве?» И когда начинают вспоминаться самые радостные моменты детства, связанные с играми, то можно понять, что может быть интересно сейчас.

Пример: моя собственная история.

Приведу в пример свою историю. В детстве я любил строить городки-военные лагеря из кубиков и подручных материалов, типа палатка из открытки, армии из пластилиновых человечков и т.д. Построив город, я подгонял 1-2 грузовых машинки и грузил в них команду с необходимым снаряжением. Этот отряд отправлялся в поход в другой угол комнаты, где разворачивался ещё один лагерь. И для меня было удовлетворительно, когда я мог аккуратно и со смыслом уложить всё необходимое в эти грузовики.

…я решил: «Зачем тратить время на виртуальные игры, если игра в жизнь намного интереснее?»

Когда появились компьютеры я полюбил стратегии, где опять же, нужно было строить города, базы, управлять войсками. Всё как бы из третьей позиции, взгляд со стороны. Я долго играл, но в какой-то момент это стало скучно для меня — когда находишь выигрышную стратегию, то играть становится скучно. И в какой-то момент я решил: «Зачем тратить время на виртуальные игры, если игра в жизнь намного интереснее?» С тех пор я не играл ни в одну игру, а стал отстраивать свой бизнес.

Т.е. наши личные интересы не меняются по сути, но меняются контексты. А люди часто застревают в одном контексте и не могут вовремя его сменить. Это и есть зависимость от единственного и ограниченного способа получать удовольствие и радость. Как говорят «единственный интерес в жизни».

Пример: подросток с игровой зависимостью.

Ещё один пример, теперь подростка 15 лет с компьютерной зависимостью. Здесь проблема была на двух полюсах. Интерес его в командном соревновании и основная цель игры — победить сильного соперника. Поэтому он играет только по сети с живыми людьми. В момент игры парень испытывает живой интерес и удовольствие от победы.

На другом полюсе поведения «не игры», когда его мама запрещает играть, возникает скука, слабость, сонливость. Хочется лежать на диване или кровати. Ничего не интересно.

Психоанализ психического состояния на обоих полюсах показал следующее. Состояние «игры» связано с состоянием победы в футбольном дворовом поединке, когда команда нашего героя выйграла ребят из другой, более сильной команды. Так за счёт переживания сильных эмоций закрепилась стратегия «играть в команде против сильного соперника и выйграть его». Но что же другой полюс? Оказалось состояние скуки связано с ситуацией, когда он в семь лет лёг в больницу и было ужасно скучно в палате и приходилось всё время валяться на кровати. Ну вы помните это состояние слабости и вялости когда целый день вынужденно валяешься на кровати и нечем заняться.

Решение? Его можно найти с помощью ещё одного «золотого вопроса»: «А где и когда ещё ты мог бы…

Получается такое вот кардинальное расхождение состояний «игры» и «не игры». Решение? Его можно найти с помощью ещё одного «золотого вопроса»: «А где и когда ещё ты мог бы соревноваться в команде против сильного соперника и выигрывать его?» Ответ был: «В спорах с пацанами. И победа будет, когда у него не будет что ответить на мои слова». Состояние скуки отработали в психотерапевтическом формате.

Конечно возможны и ещё варианты. Ещё один  импринт — сильное переживание интереса и радости. Для этого надо пробовать новые для себя виды деятельности — что-то обязательно вам понравится!


Попробуйте в комментариях ответить себе на наши «золотые вопросы»:

  1. Какая игра была у меня самой интересной, самой любимой в детстве? Что делать в детстве мне доставляло удовольствие и радость? Попробуйте сформирулировать стратегию этой деятельности, т.е. что, как, когда, с кем, для чего вам было интересно делать и при каком условии вы получали от этого удовольствие и радость (может быть несколько разных стратегий).
  2. А ещё где и когда можно использовать эту же стратегию в вашей теперешней жизни?

Пропишите ответы на эти вопросы в комментарии ниже, и вы обогатите свою жизнь интересной деятельностью!


Также вы можете пройти простой и короткий тест на интернет-зависимость.

 

Закладка Постоянная ссылка.

Один комментарий

  1. Когда я была маленькой, я играла с куклами и подружками в школу. Я их рассаживала, давала задание, если это были только куклы, сама эти задания делала, а потом проверяла и ставила оценки))) Всё это вылилось в педагогический факультет и профессию учителя начальных классов. Когда я стала чуть постарше, я постоянно кого-то мирила, успокаивала, короче спасала. И это тоже нашло применение в жизни))) моя вторая специальность — психолог. Все мы родом из детства)))) Благодарю за статью. Очень интересно и полезно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *